В День беженца рассказываем, какая система помощи беженцам выстроилась в России и какова в ней роль благотворительных фондов
Для нашего обзора мы привлекли информацию от фондов первой сотни рейтинга RAEX, а также информационные ресурсы РПЦ и Центрального духовного управления мусульман России.
Благотворители пришли не сразу
Беженцы из донецких республик стали прибывать в Россию еще до начала спецоперации – с 19 февраля 2022 года. Однако в первое время в СМИ широко анонсировалось, что обо всех приехавших позаботится государство – была оперативно развернута система ПВР (пунктов временного размещения), объявлено о выплате единовременной помощи. В разных городах оперативно возникли пункты сбора вещей и продуктов, развернутые различными общественными организациями (некоторые из них прекратили работать уже через неделю-две). Поэтому профессиональные благотворители включились в доставку помощи не сразу.
Исключение составил фонд «Русь», который, работая совместно с волонтерским штабом #МыВместе, привез первую продуктовую помощь на пункты временного размещения Ростовской области уже 20 февраля.
Оперативно развернулись также благотворительные организации приграничных регионов, вероятно, просчитавшие потенциальную тяжесть ситуации. Распоряжение о том, что социальный отдел Ростовской епархии начинает работу с беженцами, появилось 18 февраля, а первые продукты и вещи переданы в местные ПВР 21 февраля. Благотворительный фонд из Белгорода «Святое Белогорье против детского рака» 25 февраля объявил, что для беженцев одежда в их проекте «Добромаркет „Черешня“» будет выдана бесплатно. 26 февраля произошло заседание социального отдела Белгородской и Старооскольской епархии, после которого был открыт церковный штаб помощи беженцам в Белгороде.
28 февраля запустил сбор помощи беженцам фонд «Второе дыхание». 5 марта первую партию гуманитарной помощи передало Центральное духовное управление мусульман Ростовской области. С 1 марта гуманитарную помощь для беженцев передавали мусульмане Чувашии, 5 марта открылся штаб ЦДУМ в Астрахани, 6 марта начали собирать помощь мусульмане Волгоградской области и Дальнего Востока. 10 марта мусульманские организации передали 6 тонн гуманитарной помощи в ПВР города Пензы. Сбор гуманитарной помощи мусульманскими общинами продолжается.
Московский церковный штаб адресной помощи беженцам при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению открылся в начале марта, когда вынужденные переселенцы из числа едущих в Россию самотеком добрались до Центрального федерального округа (притом что в Москве пунктов временного размещения нет, ближайшие из них находятся в Московской области). С марта собирает гуманитарную помощь и лекарства для беженцев «Справедливая помощь доктора Лизы».
Фондам пришлось выступать в неожиданных амплуа
На 1 июня, по сообщению ТАСС, количество беженцев, выехавших в Россию из донецких республик и с Украины, превысило 1,6 миллиона человек. При этом раздача продуктов, одежды и средств гигиены до сих пор остается самым востребованным видом помощи. Для ее оказания некоторым благотворительным организациям пришлось действовать по непривычным алгоритмам.
Так, фонд «Второе дыхание» не только направил на раздачи пожертвованную им одежду, с которой они работают обычно, но закупал для раздачи белье (принимать ношеное белье от населения нельзя, его невозможно подвергнуть необходимой санобработке), канцелярские товары и бытовую химию.
«Русфонд», который открыл сбор на гуманитарную помощь 1 апреля после обращения уполномоченного по правам ребенка Воронежской области, смог сделать это, так как в его уставе прописана возможность помощи в связи с экстренными событиями. (Подобные программы открывали, например, после трагедий в Беслане и на подводной лодке «Курск».)
«Российский детский фонд» принимает продукты, вещи и средства гигиены для раздачи в своих отделениях в Москве, Ростове-на-Дону и Воронеже, хотя для его работы более характерны денежные сборы на медицинскую помощь.
Другие фонды смогли подключиться к помощи благодаря своим неосновным проектам. Так случилось со «Святым Белогорьем против детского рака», чей «Добромаркет „Черешня“» традиционно помогает социально незащищенным семьям. (Сейчас сотрудники фонда ежедневно выезжают для раздачи одежды в местный ПВР.)
Для помощи бедным был основан и открывшийся в январе 2022 года «Центр благотворительной помощи „Екатерининский“» на территории Екатерининского храма в Симферополе, ныне ставший основным центром сбора и раздачи гуманитарной помощи беженцам в Крыму. В Москве помощь беженцам частично оказывается через социальный центр службы «Милосердие», подопечными которого до нынешних событий также были малоимущие.
Фонд «АиФ. Доброе сердце» запустил чат-бот в телеграме, благодаря которому с сумел наладить адресную помощь беженцам. На сегодня помощь в маршрутизации, оформлении документов и медицинские консультации получили уже почти 700 человек.
К помощи быстро подключились фонды, у которых уже были налажены связи с Донбассом
Связи с Донбассом и Украиной у жителей приграничных российских регионов очевидны – по ту сторону границы у многих родственники, поэтому местные жители вовлечены в ситуацию гораздо активнее россиян из дальних от границы регионов, соответственно, большей информацией обладают и местные фонды. Однако в средней России к помощи подключились в основном фонды, имеющие связи с донецкими республиками либо уже помогавшие беженцам ранее.
В 2014 году усилиями Елизаветы Глинки был открыт приют для тяжелобольных и раненных детей «Дом милосердия», ныне поддерживаемый фондом «Справедливая помощь доктора Лизы». С донецкими республиками в 2014 году уже работал благотворительный фонд «Адели». А программа сотрудничества с ЛНР благотворительного фонда «Гольфстрим», как нам рассказали в фонде, инициирована председателем совета фонда Викторией Якимовой, уроженкой Луганской области.