Пандемия, нехватка ресурсов, сложности в команде, остановка в развитии организации – чтобы кризис чему-то научил и стал возможностью для роста, его важно осмыслить. Мы собрали опыт реальных НКО – какие кризисные ситуации они прошли и что поняли
Дарья БУЯНОВА, редактор Ксения ТАТАРНИК
«Мы могли потерять четверть наших частных доноров – годовой бюджет одной «Детской деревни SOS»
Весной 2022 года из-за приостановки работы сервисов Apple Pay и Google Pay «Детские деревни SOS» могли потерять 5000 постоянных жертвователей – годовой бюджет одной «Детской деревни SOS».
Эти люди не планировали прекращать пожертвования, их пожертвования просто технически останавливались.
– Такого риска мы не предполагали, хотя всегда стараемся быть готовыми ко многому, – говорит Елена Важенкова, директор по фандрайзингу и коммуникациям организации, – мы сели думать. Поняли, что будем делать три вещи. Первое: обратимся к тем, у кого остановилось пожертвование, и попросим их вернуться.
Второе: расскажем всем нашим благотворителям о риске потерять значительное финансирование из-за кризисной ситуации. Тем, кто помогал нам ежемесячными пожертвованиями, мы писали и звонили с предложением увеличить сумму пожертвований. Многие соглашались. Тем, кто помогал когда-то и перестал, – предлагали возобновить поддержку.
И третье: мы делали это всем отделом по работе с частными благотворителями. Одна моя коллега за месяц провела 2000 переписок в вотсапе!
Мы вернули бóльшую часть доноров. И постарались удержать баланс по пожертвованиям за счет того, что часть постоянных благотворителей увеличила суммы пожертвований.
Что было верным решением и как помогло?
1. Покажите команде, что есть план и есть контроль над ситуацией.
– Мы дали себе время на переживания, собравшись онлайн, – говорит Елена Важенкова. – Но сотрудникам было важно видеть мое спокойствие, это как бы барометр. Я поняла, что лидеру нельзя транслировать неуверенность. Делиться чувствами – да, обязательно. А потом фокусируемся на работе и спокойно решаем задачи.
2. Будьте внимательнее к сотрудникам.
Команде очень помогли «терапевтические среды» – совместные обеды и обсуждения раз в неделю, чтобы отслеживать состояние в коллективе. Регулярные встречи и разговоры обязательны.
3. Опирайтесь на то, что уже есть и что вы умеете.
Кризисная ситуация не время для тестов и экспериментов. Это не время привлекать больше новых благотворителей, лучше влить силы в коммуникацию с теми, кто уже помогает. План был прописан на бумаге и опирался на системную работу, которую выстраивали годами.
– Мы всегда поддерживали связь с нашими благотворителями, писали, звонили, – говорит Елена Важенкова. – Стратегия коммуникаций с донорами, над которой мы работали многие годы, нас сильно выручила в тот кризис.
«Смена лидера заведомо означает кризис. Если это признать и готовиться, легче пройти его успешно»

В НКО, как и в бизнесе, мало примеров плавной передачи лидерства.
Бывает, в организации есть неформальный лидер – он принимает решения, его признает команда, но он не дает директору руководить. Такие организации можно узнать по тому, что они регулярно ищут новых руководителей.
Другой вариант: лидера по-хорошему давно нужно менять, назрела передача лидерства. Но прежний руководитель не хочет отдавать власть или готовить преемника. В итоге учредители пригласят нового руководителя, и плавной передачи точно не будет. Или прежний лидер будет оставаться в своей роли, тормозя развитие организации.
Сложно сотрудникам – все привыкли к старому директору. Сложно новому руководителю – он может не захотеть работать с кем-то из прежней команды. Сложно партнерам или донорам – перемены многие не любят. Даже клиентам может быть сложно принять нового человека.
Кира Смирнова три года (2018–2021) была директором ассоциации cоциально ориентированных некоммерческих организаций «Благотворительное собрание «Все вместе». Затем она покинула пост директора и вошла в состав совета ассоциации. Перед этим ей предстояло найти нового директора себе на смену.
Что было верным решением и как помогло?
1. Определите, какие задачи будут стоять перед новым лидером, и ищите подходящего человека.
Если мы хотим сохранить нынешний корпоративный дух и стиль и команду, ищем близкого по стилю преемника. Если, наоборот, нужно что-то изменить, важно подумать с нынешней командой, какие ценности и элементы корпоративной культуры должны остаться.
– Например, я при поиске преемника проводила одно собеседование сама, одно с учредителями, а одно – с командой, – говорит Кира Смирнова. – Случалось, кандидат, потенциальный новый руководитель, не понимал, зачем его или ее будет собеседовать команда. Это тоже был сигнал. Ведь я слушала мнение каждого в команде про кандидата, это было важно для нашей организации.
2. Сопровождайте на первых этапах.
При смене лидерства хорошо заложить время поработать в паре. Чтобы уходящий руководитель какое-то время помогал влиться новому человеку, отвечал на вопросы.
3. Объясняйте окружению свои решения.
Нужно признать, что эти перемены не только про внутреннюю жизнь и команду вашей НКО. Они важны для партнеров, клиентов, сторонников, доноров. Например, многое может определить то, что прежний руководитель представит нового ключевым партнерам.
Непредсказуемый внешний кризис – пандемия

Татьяна Апатова, генеральный директор БФ «Правмир», долго работала топ-менеджером в бизнесе, где постоянно приходилось сталкиваться с кризисами. Несмотря на специфику, менеджмент в НКО и коммерческих компаниях один и тот же, уверена она.
В 2019 году она пришла работать в «Правмир», а в 2020-м грянула пандемия ковида.
Команда маленькая, все работали из офиса, поэтому первым вызовом стало настроить удаленную работу. Очень помогла автоматизация – с 2019 года фонд активно ей занимался и к первой волне пандемии уже успели внедрить большие процессы.
Второй вызов – организовать кризисный сбор. Нужно было решить, кто будет ездить на склад и фасовать коробки с необходимым для врачей. Быстро стало понятно, что руководитель должна сама быть одним из сотрудников на складе.
– Представьте, вокруг полная неопределенность, а ты еще и жизнью своей рискуешь, постоянно выезжая из дома, – вспоминает она.
источник: https://www.miloserdie.ru/article/chetyre-tipa-krizisov-v-nko-i-kak-ih-perezhit/
