О своих корнях рассказывает один из известнейших участников организации «Потомки государевых  ямщиков», краевед, основатель музея рода Кулагиных-Пшенниковых и хранитель родового дома в селе Кочегарово Василий Алексеевич Кулагин.  

Род Кулагиных идет от яицких казаков (живших на реке Яик, ныне — реке Урал, переименованная Екатериной Второй), наш предок был сотником у Емельяна Пугачева… после подавления пугачевского восстания многие были казнены, а наш предок оказался на Енисее. Чтобы не нести повинность, он нанялся государевым ямщиком, поселился в среднем течении реки Лены, став основателем станции Дельгейская, откуда пошел весь наш род.

Эти сведения взяты мной из рассказов моего  дяди Кулагина Ивана Давыдовича  и отца Кулагина Алексея Давыдовича. Они в свое время эти сведения получили от их отца, а моего деда, Кулагина Давыда Николаевича. Для своего времени Давыд Николаевич был очень образованным, начитанным и любознательным. Он рассказывал детям, что в родовом доме хранилась тетрадь, где были даже  берестяные листы — в ней наш предок, Семен Иванович Кулагин, основатель станции, вел записи о себе еще со времен пугачевского восстания и до поселения на реке Лене.

Сведения, которые я получил от отца и дяди, явились основанием для моих дальнейших исследований и составления родословной Кулагиных — причем не только по мужской, но и по женской линии.

Фамилии Кулагин и Пшенников происходят из северо-восточных областей европейской части России и известны с XVI в. Обе фамилии принадлежат к широко распространённому типу русских фамилий, образованных от личного прозвища. Эти фамилии образованы от названий любимых издревле народных блюд: кулаги и пшённой каши. Кулага — это кисло-сладкое блюдо из ржаной муки и солода с добавлением ягод. Таким образом, Кулагины и Пшенниковы обязаны своими фамилиями предкам, большим любителям этих блюд.

Я назван в честь своего деда по материнской линии Василия Павловича Пшенникова и унаследовал от него мастеровитость и инженерный склад ума. Радуюсь, что заинтересовал исследованиями родословной и свою родню, сумел дальше передать этот интерес внучкам. Девочки уже выросли, но с первого класса с моей помощью они делали рефераты по истории нашего рода, по истории ямщиков тракта и  принимали участие в ежегодных «Ямщицких чтениях» общественной организации «Потомки государевых ямщиков». Главная цель 25-летней работы нашей организации потомков, нашего огромного труда — чтобы молодое поколение знало свои корни, историю своей малой родины!..

Мой дед Пшенников, Василий Павлович, в родном селе Кочегарово в 1910 году построил единственную на всю округу водяную мельницу круглогодичного действия. Однажды между скал он нашел не замерзающий круглый год, даже в наши морозы -50, ручей. Эта мельница прослужила крестьянам, жившим не только в Кочегарово, но и во всех окрестных деревнях, до 1960 года. Она работала, в отличие от других мельниц, постоянно — но требовала, конечно, и большой работы. В 1930-е годы семью раскулачили, несмотря на 12 детей, несмотря на все труды!.. Дедушка с бабушкой были верующими людьми, и они не озлобились на советскую власть: дед безвозмездно передал мельницу колхозу, спокойно говорил о власти всегда, не опустил руки и продолжил трудиться.

Мы с  родными сохранили родительский  дом в Кочегарово — ныне это село заброшено, но наш дом стоит, неподвластный времени. В 2017 году наша семья отметила его 125-летие. Внешний вид, внутреннее убранство дома полностью соответствуют временам конца XIX — начала XX вв. В хорошем состоянии сохранились русская печь и печь «голландка», предметы дореволюционной мебели, амбар на два отделения, большие ворота с крышей, заплот. На стенах висят копии старинных семейных фотографий, лежит книга, где каждый вошедший может оставить нашей семье послание и почитать летопись жизни семьи — а записи в ней мы делаем ежегодно.

На сегодняшний день это один из немногих домов XIX в., сохранившийся в таком состоянии на бывшем Иркутско-Якутском почтовом тракте в среднем течении р. Лены.

С родными у нас сложилась добрая традиция ежегодного, в марте месяце,  посещения родного дома в Кочегарово. Якутские морозы уже мягче, всего минус 20, мы едем по Лене, как когда-то наши предки-ямщики  под сияющим голубым небом не спеша, штурмуем разливающиеся в это время, впадающие в Лену речки — уровень воды бывает до метра…  Едем около суток. В доме в Кочегарово мы обязательно делаем записи в семейную книгу, наводим порядок в самом доме и вдыхаем воздух родного села, откуда берут исток наши жизни…    

История родов Кулагиных и Пшенниковых связана с развитием Иркутско-Якутского почтового тракта. Предки наших родов были в числе первых государевых ямщиков, заселённых на почтовых станках Средней Лены.

Пшенниковы были основателями Неленской и Кочегарской, а Кулагины — Дельгейской почтовых станций.

В связи с тем, что расстояния между станциями были большие, происходило постоянное, вплоть до начала ХХ в., учреждение новых станций. Так была основана в 1850 г. станция Кочегарская, как промежуточная между станциями Дельгейская и Неленская. В нашей семье переплетаются три больших ямщицких рода: по отцу — род Кулагиных, по матери — род Пшенниковых, по бабушке — род Яныгиных. Исторически так сложилось, что представители всех этих родов «приложили руку» к образованию моей малой родины — станции Кочегарской. В октябре 1849 г. почтосодержателями Берёзовской, Дельгейской и Неленской станций Яныгиным Родионом, Кулагиным Афанасием и Александром Пшенниковым на имя государя Николая I было подано прошение, в котором обосновывалась необходимость учреждения новых станций:

«При отправлении почтового и обывательского разгона меж сими станциями расстояние весьма против других увеличенное, особенно при разлитии воды увеличивается от 38 вёрст до 50… Нередко лошади не довозят до станций, почему необходимо выставлять на половину дороги других лошадей и, сверх того, принимаем от проезжающих много ропота… Потому признали себя необходимым просить: неблагоугодно будет начальству устроить новые станции между Берёзовской и Дельгейской и между Дельгейской и Неленской…». Прошение было удовлетворено властями очень оперативно. Уже в феврале 1850 г. были объявлены торги на содержание почтовой и обывательской гоньбы на вновь открывшейся станции Кочегарской.

Первыми ямщиками, переселившимися на станцию, стали несколько семей Пшенниковых с Неленской станции. Среди них был и наш предок по материнской линии Иван Миронович Пшенников и пятеро его сыновей. Удачное месторасположение Кочегарской станции предопределило её довольно быстрое развитие. Уже к концу XIX в. это было большое селение (с. Кочегарово). У тайги были отвоёваны десятки гектаров земли для хлебопашества и огородничества. В 1901 г. на станции было открыто одно из первых в Якутском крае телеграфных отделений, находящееся в подчинении Иркутского почтово-телеграфного округа. В 1903 г. отделение было преобразовано в полнофункциональное почтово-телеграфное отделение с совершением всех видов почтовых операций и обслуживанием, кроме Кочегарской станции, крестьянских общин Дельгейского, Неленского и Дабанского селений.

Одними из самых прогрессивных и грамотных людей того времени в Кочегарово были мои прадед и дед Павел Николаевич и Василий Павлович Пшенниковы. Они пользовались большим авторитетом среди жителей и неоднократно избирались сельскими старшинами (в нашем семейном музее хранятся их личные печати).

В 1897 г. ими был построен по всем канонам русского зодчества один из самых больших в нашем селении шестистенный дом с четырёхскатной крышей — наш родительский дом. В этом доме родилось и выросло пять поколений наших родов.

В том числе этот дом стал родным и для девяти детей наших родителей Кулагиных Алексея Давыдовича и Домны Васильевны. Большое влияние на наше воспитание оказали дедушка и бабушка — Пшенниковы Василий Павлович (в честь которого, как я упоминал, назвали меня) и Анастасия Афанасьевна. Они родили и воспитали двенадцать детей: шесть сыновей и шесть дочерей. Четверо сыновей были участниками ВОВ, трое из них погибли в боях за Родину. В нашем доме всегда царила атмосфера патриархального уклада жизни, дедушка и бабушка были верующими людьми. Мы с детства впитывали в себя уважение к старшим, трудолюбие, стремление к знаниям.

Наши предки как по отцовской, так и по материнской линии очень трепетно и уважительно относились к своим корням: они вели записи истории родов и передавали эти знания следующим поколениям. Такие записи в те времена велись в семейных церковных книгах. Вот и мы, современное поколение Кулагиных-Пшенниковых впитали, как говорят на Руси, с молоком матери эти отношения к своим корням и истории своего рода.

Значительную часть жизни я посвятил изучению истории родного селения, родовых корней не только своей семьи, но и всех жителей Кочегаровской, Дельгейской, Неленской и Точильной почтовых станций. С молодости интересовался предметами быта и труда сельских жителей, ямщицкой утварью. Особый интерес у меня вызывали часы, которыми пользовались наши родители, деды и прадеды. Это увлечение я пронёс через всю жизнь, самостоятельно научился их ремонтировать и восстанавливать. Изучение истории часового искусства привело меня и к серьезному коллекционированию механических часов разных эпох. Моя коллекция часов началась с подарка отца, Алексея Давыдовича Кулагина — старинных карманных часов фирмы «Gabu» («Габю»).

Моя семья много лет жила мечтой о создании своего семейного музея. Экспонаты для него мы собирали в течение многих лет. В 2016 г. мечта превратилась в реальность — мы открыли семейный музей в Якутске. Под музей мы переоборудовали часть подсобного помещения. Все работы я выполнил своими руками, оформив музей в русском деревянном стиле.

Приходите к нам ознакомиться с экспозицией, с историей нашего рода!  

Напомним, что публикации осуществляются в рамках проекта «Ямщицкий перезвон» РОО» «Милосердие» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Яна Сенькина